Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение № 435-р, которое разрешает 26 судам, зафрахтованным газодобывающей компанией НОВАТЭК, перевозить сжиженный природный газ (СПГ) и газовый конденсат по Северному морскому пути из порта Сабетта под иностранными флагами до 30 декабря 2043 года. Это можно оценить как сильнейший удар по дальневосточной верфи «Звезда», строительство которой продвигает и курирует глава нефтекомпании «Роснефть» Игорь Сечин.
В 2017 году были приняты поправки в Кодекс торгового мореплавания, согласно которым перевозки нефти, газа и угля по Севморпути должны производиться только судами под российским флагом. Более того, с 1 января 2019 года новым танкерам иностранного производства запрещена перевозка СПГ и нефти по арктическому маршруту. Зарубежные суда могут быть допущены к работе, но для этого нужно согласие правительства РФ. Теперь это согласие получено, по крайней мере, в части перевозок СПГ: предполагается, что в 2025 году на него придется до 50% грузоперевозок по Севморпути.
Газовозы Yamalmax высшего ледового класса Arc7, которые были специально разработаны для транспортировки СПГ по Севморпути из порта Сабетта, в России не выпускаются. Все суда этого типа были построены на южнокорейской верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering в 2016—2019 годах. И все они предназначены для перевозки сжиженного газа по проекту «Ямал СПГ», владельцем контрольного пакета которого является НОВАТЭК.
Первый из них был заказан компанией «Совкомфлот», спущен на воду в 2016 году и получил название «Кристоф де Маржери» в честь президента компании Total, который погиб 20 октября 2014 года в авиакатастрофе в московском аэропорту «Внуково». В транспортировке сырья с «Ямал СПГ» примут участие 15 газовозов Yamalmax и ряд танкеров попроще, например, ледового класса Arc4. Всего под исключение на запрет ходить по Севморпути под иностранными флагами попали 26 судов различных классов и назначений, некоторые из которых еще не спущены на воду.
Маловероятно, что НОВАТЭКу одновременно понадобятся все эти суда. Но в 2022 году компания запустит новый газовый проект «Арктик СПГ-2», а танкеры, которые будут возить добытое сырье, как предполагалось, должны будут строиться на верфи «Звезда» и ходить под российским флагом.
Судоверфь «Звезда» в бухте Большой Камень под Владивостоком строится двумя очередями: первую предполагалось сдать в 2018 году, вторую — в 2023 году, к 2030 году на «Звезде» предполагалось построить 500 судов. Для ее строительства был создан консорциум «Современные технологии судостроения» (СТС) с участием «Роснефти», «Роснефтегаза» и Газпромбанка. Это проект Игоря Сечина, хотя возглавляемой им нефтяной компании в СТС принадлежит всего 5,5% акций. «Роснефтегаз», которому принадлежит 89% акций СТС, — это хранилище госпакетов, в частности, контрольного пакета акций самой «Роснефти», в его штате работает всего около 10 человек, поэтому его участие в консорциуме номинальное.
На стройку несколько раз приезжал президент России Владимир Путин. В марте 2018 года Игорь Сечин проголосовал на президентских выборах именно в Большом Камне, демонстрируя своими действиями, что возведение судоверфи находится под личным контролем первого лица государства. Год назад глава «Роснефти» заявил, что инвестиции в «Звезду» составят 200 млрд руб. (раньше озвучивалась сумма в 145,5 млрд руб.). Но рост капиталовложений не помог соблюсти график строительства и объемы производства. «Звезда» объявила, что сроки ввода в строй первой очереди перенесены с 2018 года на 2020 год. Окончание строительства теперь намечено на 2035 год, а число судов, которые будут построены к этой дате, составит 178 вместо 500.
Скорее всего, импортозамещение могло дорого обойтись российским газодобытчикам. Как сообщила газета «Коммерсант», «Совкомфлот» и «Звезда» до конца марта должны были подписать контракт на строительство головного танкера ледового класса Arc7 для «Арктик СПГ-2» НОВАТЭКа. В письме в Минпромторг «Роснефть», «Роснефтегаз» и Газпромбанк указали, что минимальная стоимость его строительства составит $383 млн. И это при полной загрузке верфи другими заказами. Если их не будет, стоимость газовоза может достигнуть $698,2 млн. Общее количество газовозов, которое «Звезда» собиралась построить для НОВАТЭКа, должно было составить 15 единиц. Головное судно должны были построить в 2020—2022 годах. Выпуск остальных 14 танкеров планировалось завершить к 2025 году.
По всей видимости, на самом верху прошло переосмысление значимости «Звезды» и создания на основе сечинского проекта центра всего российского танкерного судостроения. Дата ее ввода в эксплуатацию переносится, время уходит, а газовозы будут нужны точно в срок. И к тому же без разрешения президента России вряд ли могло быть подписано распоряжение, которое сильно ухудшает положение проекта в Большом Камне, который местные СМИ называют «любимым городом Путина и Сечина в Приморье».
Теперь у судовладельцев нет необходимости заключать контракты с недостроенной судоверфью на выпуск газовозов для «Арктик СПГ-2». По крайней мере, у них появилась возможность для маневра и торга с СТС по цене на танкеры, которые понадобятся НОВАТЭКу во время пика добычи на «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2».
По оценкам экспертов, «Кристоф де Маржери» обошелся «Совкомфлоту» в $290 млн. При такой цене судовладельцам пришлось бы переплатить за 15 аналогичных танкеров, построенных на «Звезде», как минимум $1,4 млрд, что значительно повысило бы стоимость их фрахта для НОВАТЭКа. А с учетом возможных переносов сроков строительства этих судов на «Звезде» потери газодобытчика могли бы оказаться еще выше.
Сергей Петров
Источник: