Национальный характер может меняться, но это потребует серьезных усилий, считает психолог Рада Грановская.
«Всегда и в любой ситуации оставайтесь доброжелательным».
О барьерах между различными культурами и опасных российских национальных мифах в интервью «Росбалту» рассказала профессор, доктор психологических наук, старший научный сотрудник отдела организации научно-исследовательской работы ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России» Рада Грановская.
— Не так давно спикер Госдумы Вячеслав Володин высказал предположение, что страны Запада «генетически не любят славянские народы». Могут ли национальные стереотипы хоть в какой-то степени объясняться генами?
— Разумеется, цели, ценности и идеалы не возникают у человека из ниоткуда. Но их формирует вовсе не генетика, а поведенческие образцы социальной среды нашего детства. То, как именно они осваиваются ребенком, и определяет набор ценностей и смыслов, которыми будет руководствоваться впоследствии взрослый человек. Причем большое значение имеют не только культурные традиции, но и более глубокие пласты психики, опирающиеся на базовое вероисповедание. И не важно, является ли человек актуально верующим, главное — что он воспитывался в сфере одной из мировых религий.
В общем, социальная среда, в которой вырос ребенок, оказывает на него практически неуправляемое воздействие. В психологии этот феномен называется «социальный импринтинг». И, с одной стороны, такое пожизненное влияние культуры детства имеет защитную функцию, а с другой — мешают в будущем быстро и легко приспособиться к новой среде и найти общий язык с ее представителями. Причем чем человек старше, тем это сопротивление больше.
— Почему так сложно отказаться от штампов в оценках других народов?
— Во-первых, всегда нужно помнить, что когда мы говорим о национальностях, речь идет о мифах. Факты здесь играют минимальную роль. Людей объединяют язык, история, культура, территория, религия, традиции и обычаи. Именно этот конгломерат сплачивает национальности. И очень часто, когда человек начинает общаться с людьми с иным менталитетом, главной причиной конфликта становится подсознательное пренебрежение к «инородцам». Оно вырастает из этих мифов и проявляется, когда человек позволяет себе смотреть на мир только с позиции своей культуры и не принимать во внимание другие.
— От чего зависит желание и готовность преодолевать эти барьеры?
— К сожалению, внутренние установки меняются только в экстремальных условиях. Чем безвыходнее ситуация, тем быстрее наступают перемены. Естественно, это далеко не всегда вопрос жизни и смерти. Например, желание заключить выгодную деловую сделку может заставить гигантскими шагами, иногда за несколько часов, пройти путь от полного отторжения, неприятия и брезгливости к интересу, уважению и взаимопониманию. Огромным стимулом всегда будет и главная человеческая потребность — необходимость общения.
— Есть ли универсальные методы, которые позволяют людям, принадлежащим к разным культурам, быстрее находить общий язык?
— Нужно искать какую-то объединяющую платформу для дальнейшего поведения. В ситуации ограниченного ресурса времени и при жесткой конкуренции негативное отношение к чужакам обостряется. Поэтому так важно понимать и ценить любые формы сотрудничества. И если оно организовано во имя общих целей, то велики шансы, что накал враждебности снизится и участники будут более расположены к сочувствию и взаимопониманию. В этом плане прекрасным примером являются научные контакты и спорт — именно эти сферы способствуют пониманию своей схожести с представителями других групп.
Кроме того, важны не только общие цели, но и совместные переживания. Ориентируйтесь на любые ситуации, вызывающие общее эмоциональное настроение. Если вам нужно найти общий язык с представителем другой культуры, пригласите его на какое-то традиционное торжество или ритуал. Совместные праздники и общий смех не только действуют как чрезвычайно сильное средство отведения агрессии, но и обеспечивают взаимное сопереживание и чувство социального единения. А это как раз то, что ломает стереотипы.
Ну и наконец, если вы собираетесь в другую страну, то стоит получить хотя бы общее представление о ее главных ценностях и особенностях культурной среды. Тогда у вас будет больше шансов не попасть впросак и лучше понять тех, с кем предстоит общение.
— Почему нам зачастую так сложно найти общий знаменатель при выстраивании отношений с большинством европейцев, хотя мы и принадлежим к христианской цивилизации?
— С одной стороны, Россия, конечно, относится к европейской культуре. Но это слишком общая характеристика, не учитывающая множество нюансов. Ведь и среди европейских народов существуют совершенно разные национальные традиции, которые находят отражение в повседневной жизни и препятствуют полноценной коммуникации. Даже дистанция общения имеет национальные отличия. Разговаривая с итальянцем, финн стремится увеличить расстояние и постоянно отодвигается. Итальянец, наоборот, старается его сократить и надвигается на собеседника. В итоге у финна остается впечатление, что в этой беседе от него чего-то хотели, но он не знает, что именно. А итальянец полагает, что его не понимали, и поэтому уходили от разговора.
Точно так же у любого народа свои традиции темпа речи, пауз, очередности вступления в переговоры, жестов, допустимых тем светской беседы и т. д. При общении с представителями новой для себя культуры всегда необходимо учитывать, какую черту характера они считают главным достоинством. У англичан, например, процветает культ частной жизни, и они безмерно уважают самообладание и невозмутимость. А для немцев культурный код — это порядок, и ничто они не ценят так, как время. Опоздание на тридцать минут в Германии будет восприниматься как оскорбление, хотя в Латинской Америке за это даже извиниться не придет в голову.
Именно из таких, казалось бы, мелочей, которые очень часто игнорируются, и выстраиваются межнациональные барьеры, которые очень сложно преодолеть, если обе стороны не будут подстраиваться друг под друга.
Наконец, всегда очень важно получить представление о главных ценностях страны, в которую вы попали. Главное, что сближает и отдаляет людей друг от друга, — сходство и различие их ценностей и мотивов. Пожалуй, наиболее универсальный критерий их разделения — индивидуалистические и коллективистские. И вот тут мы как раз очень сильно отличаемся от большинства западных стран. Великобритания, США, Австралия, Германия, скандинавские страны и т. д. относятся к индивидуалистическим культурам. А на русских очень сильное влияние оказали наша история и православие. Мы слишком долго были общинным народом. И в этом отношении русские гораздо ближе к другим странам с коллективистской культурой — Японии, Китаю, арабским государствам. Поэтому мы зачастую намного проще находим с ними общий язык, чем европейцы.
— Насколько вообще большое значение для человека имеет соблюдение традиций?
— Их роль, на самом деле, весьма двойственна. С одной стороны, для устойчивого поведения любой человек должен руководствоваться какой-то вневременной закономерностью. Но все хорошо в меру. Избыток постоянства снижает способность ориентироваться в новой ситуации. А это влечет за собой сопротивление изменениям, которые опровергают ранее приобретенный опыт. Хотя жизнь нас всегда принуждает подстраиваться.
— В случае необходимости один человек может перестроиться, принять и перенять поведение и традиции другого народа. А могут ли такие изменения происходить на уровне культурной среды в целом? Возможно ли, например, формирование ценностей, ранее нехарактерных для той или иной культуры?
— В некоторых случаях это возможно, но речь идет о процессе очень долгом и невероятно сложном.
— А вы можете привести пример, когда это все же произошло?
— Пожалуй, самого большого прогресса добились японцы. По своей психической организации они совершенно не приемлют индивидуализм и не признают выдающихся личностей. То есть для японской культуры неприемлемы те, кто стремится опередить остальных. Здесь сказалось островное положение страны, частые стихийные бедствия и недостаток природных ресурсов. На протяжении столетий японцы четко осознавали, что в одиночку человек выжить не может и всегда надо опираться на помощь других. Поэтому в национальном характере выработались специфические черты, ограничивающие индивидуализм. Японцы считают, что необходимо любой ценой сохранить хорошие отношения с окружающими. Их главная установка — «не выделяться». Это очень хорошо отражает одна из ключевых японских поговорок: «если гвоздь высовывается — его надо вбить».
Но на определенном этапе такой подход обернулся серьезными проблемами. Поначалу страна могла развиваться за счет покупки технологий других государств. Но этот период довольно быстро прошел, и надо было начинать стимулировать собственные научные достижения. И тут-то насущная необходимость натолкнулась на мощное препятствие — национальные традиции. Ведь именно развитие индивидуализма способствует творческим способностям. А как раз этого японцам и не доставало.
Чтобы переломить негативное отношение к индивидуальным достижениям, были предприняты по-настоящему масштабные усилия. В том числе, для развития творческой инициативы у детей были приглашены учителя и психологи со всего мира.
— Это помогло?
— За первые сорок лет ситуация менялась чрезвычайно медленно, поэтому число патентов и масштабных изобретений увеличивалось не так быстро, как хотелось бы.
Тогда было придумано вот что: на предприятиях ввели вознаграждение за инициативу, причем в весьма своеобразной форме. Каждый работник может направить руководству какое-либо предложение в запечатанном конверте. Еще до его вскрытия он получает премию. А если после того, как конверт распечатают, в письме обнаруживается нечто содержательное и приносящее прибыль, то сотруднику выдается дополнительное вознаграждение. В результате тенденция к самореализации в изобретениях действительно стала возрастать.
— Вам не кажется, что русской культуре тоже не хватает индивидуальных ценностей?
— Нет, на мой взгляд, нам недостает совсем другого. Русскому менталитету всегда был свойственен большой масштаб. Идеи и мышление у нас тоже очень масштабные — общее понимание, как и что работает, ценится гораздо больше, чем детали. Поэтому в России много выдающихся ученых, но почти нет тех, кто грамотно внедряет научных изобретения в жизнь. Нам это просто неинтересно, потому что мы уже все придумали. Довести дело до конца и сделать так, чтобы идеи работали в повседневной жизни, — вот с чем у нас очень плохо. А успешного и устойчивого развития без такой рутинной работы и организованности очень трудно добиться.
— Но все же перемены в менталитете возможны, и шансы развить определенные черты у будущих поколений имеются?
— Шансы есть. Но для этого нужно что-то делать, разрабатывать соответствующие программы. Однако у нас даже необходимости такой не осознают.
А еще нам не помешает научиться быть более доброжелательными к окружающим. Русские, в отличие от тех же американцев, почти никогда не улыбаются. И мы не то что не можем — не хотим. Внутри русского человека что-то протестует. Поэтому выражение наших лиц очень редко можно называть располагающим. А это крайне важно. Так что очень советую посидеть полчаса перед зеркалом и потренироваться. Вы даже представить себе не можете, как вам это поможет в жизни!
— Вы упомянули, что любой национальный характер формируют мифы. Но далеко не все из них играют положительную роль. Какой наш самый опасный миф?
— «Жить надо по совести, а не по закону». Совесть у каждого своя, а закон, на который может любой человек опереться, должен быть общим. Но мы, к сожалению, про свои законы вообще ничего не знаем. В России о Конституции-то большая часть жителей не имеет никакого представления. У нас не понимают, что именно закон — это рамка свободы. Кто не знает закон, тот несвободен. Поэтому учить основное законодательство своей страны нужно, начиная со школьной скамьи. Возможно, тогда именно тогда придет осознание, что по закону все-таки жить лучше.
— С опасными мифами и недостатками все более-менее понятно. А в чем мы выигрываем благодаря нашим культурным особенностям?
— Поскольку у нас никогда ничего жестко не регламентировано, то в экстремальной ситуации мы действуем, как правило, гораздо лучше и не чувствуем себя загнанными в тупик. Русские люди подсознательно готовы к худшему сценарию, поэтому он нас не пугает. Кроме того, я считаю, что наши коллективистские ценности — это большое преимущество. Просто нужно научиться его грамотно использовать.
— Стали ли представители различных культур ближе друг к другу благодаря глобализации информационного пространства? Или здесь есть свои подводные камни?
— Конечно, мир стал более открытым. Сегодня мы больше узнаем друг о друге и в той или иной степени воспринимаем черты разных народов. И если мы при этом не теряем свою культуру, то тогда все как минимум неплохо. В противном случае последствия будут ужасны. Ценен вклад в цивилизацию любой культуры. Если они будут смешиваться, то часть из них просто исчезнет и мы обеднеем невероятно.
— Вы можете дать совет, который позволит избежать неловких ситуаций, даже если ничего не знаешь о культурных традициях человека, с которым общаешься?
— Всегда и в любой ситуации оставайтесь доброжелательным. Вы можете нарушить чуть ли не все принятые в чужой культурной среде правила, но вам простят любую оплошность, если будут чувствовать ваше доброжелательное отношение. В противном случае вы почти наверняка столкнетесь с отторжением.
А еще читайте детям с раннего возраста сказки народов мира. В них всегда есть очень колоритные стереотипы, по которым можно узнать много особенностей разных культур. В будущем это не раз поможет.
Беседовала Татьяна Хрулева
Источник: