Российское общество фактически не будет знать, кто отвечает за состояние экономики.
После нынешней реформы государственной власти Россия по факту может получить не одно, а целых три правительства сразу, с неизбежным в этом случае разрастанием государственного аппарата и расходов на него. Такая мысль прозвучала на очередном заседании Политклуба «Росбалта», состоявшемся в московском пресс-центре информационного агентства в четверг.
Речь, в частности, шла о том, что сегодня большинство экспертов согласны с утверждением, согласно которому настоящим правительством РФ является администрация президента — именно там принимаются ключевые для страны решения. Существующий же кабинет министров либо исполняет постановления АП, либо их дублирует. Как полагает ряд экспертов (и как достаточно определенно было обозначено в январском послании президента), в новой структуре федеральной власти главным центром силы станет Госсовет. В таком случае в России появится еще одно, основное, правительство, в котором и будут сосредоточены главные рычаги принятия решений. Но тогда не только собственно правительство, но и администрация будущего президента останутся на второстепенных ролях. При том, что сильно возрастут как количество высокопоставленных чиновников, так и расходы бюджета на их содержание.
На заседании Политклуба также обратили внимание еще на один существенный момент запущенной в России конституционной реформы. А именно на предусмотренное ею сильное снижение полномочий судебной власти в стране. Как известно, одной из основных поправок к Конституции является та, что расширяет и конкретизирует примат российского законодательства над международным правом.
Как было отмечено, это пока только кажется, что подобное изменение касается лишь большой международной политики и мало связано с судьбами тех, кого принято называть «простыми людьми». В реальности же именно они вскоре могут ощутить на себе все последствия вводимой сейчас нормы.
Дело в том, что если раньше гражданин при попрании своих прав в столкновении с представителями госорганов мог подать заявление в суд первой инстанции, и если тот принимал решение не в его пользу, подавать кассацию вплоть до Верховного суда, а затем, в случае неудачи, обращаться в Европейский суда по правам человека, то теперь круг замыкается на Верховном или Конституционном суде России. Но судей высших российских судов, согласно предлагаемым поправкам к Конституции, можно будет отправлять в отставку. Таким образом уничтожается даже намек на независимость судебной ветви власти. Через некоторое время это может создать в России такую атмосферу безнадежности и отчаяния, которая в итоге приведет к мощному взрыву общественного недовольства.
Что касается персонального состава нового российского правительства, то, как отметил президент Европейской ассоциации политических консультантов Игорь Минтусов, общественное мнение всегда ждет от таких перемен во власти чего-то хорошего. Тем не менее, новый кабинет, по его словам, это «общерезультирующий вектор совокупности политических, финансовых, бизнес-лоббистских групп, которые находятся в окружении первого лица государства».
Говоря о новом премьере Михаиле Мишустине, эксперт отметил, что он может рассматриваться Владимиром Путиным как одна из кандидатур на роль преемника на выборах 2024 года.
«На мой взгляд, в списке кандидатов на пост президента 2024 года появилась новая фамилия. Это фамилия нового премьер-министра. Я допускаю, что он будет рассматриваться первым лицом нашей страны, в том числе, и под этим углом зрения», — считает Минтусов.
При этом политолог добавил, что шансы Мишустина на роль преемника «пока очень незначительные». «С одной стороны, Мишустин — кот в мешке, но с другой, у него, на мой взгляд, нет сильных отягощающих репутационных минусов, которые идут из прошлого», — добавил эксперт.
Политолог, директор фонда «Новая площадь», доцент философского факультета МГУ Борис Межуев, говоря о предложенных Владимиром Путиным поправках к Конституции России, отметил, что вначале испытал эйфорию: «Я полагал, что политическая система наконец-то меняется, причем в том направлении, о котором я и ряд коллег говорили в течение долгового времени». Однако, «когда все это было представлено в полном масштабе, мое отношение стало немного другим», — рассказал он.
«Какие цели ставит перед собой демократия? Собственно, две: первое — обеспечение влияния общества на принятие политических решений, второе — обеспечение системы ответственности власти за те или иные свои решения. Если первая задача этими конституционными поправками хоть как-то решается, то достижение второй резко отдаляется. Что получается? Что мы не имеем ни одной точки, в которой была бы сосредоточена политическая ответственность. В результате этих поправок не понятно кто будет отвечать за наши успехи или неуспехи, в первую очередь, в сфере экономики», — пояснил эксперт.
По словам Межуева, «если раньше было понятно, что вся ответственность лежит на президенте, а все другие фигуры были техническими, то теперь ничего не понятно совсем. С одной стороны, будет предлагаемый президентом премьер, который полностью не отвечает за свою политику, поскольку часть министров его правительства будет утверждаться парламентом. Но депутаты тоже ни за что не отвечают, потому что они соглашаются с кандидатурами министров и премьера, предложенными президентом под угрозой роспуска нижней палаты».
Однако, продолжает он, «сам президент тоже ни за что не будет отвечать, потому что есть премьер и его министры, которые будут утверждаться Думой». «Плюс ко всему этому добавляется еще и таинственный Госсовет. Как говорят, некое подобие ЦК КПСС, в котором сохраняется степень политического влияния, еще неопределенная федеральным законом», — говорит Межуев.
В итоге, по его мнению, «в результате такой политической реформы российское общество фактически не будет знать, кто отвечает за состояние экономики».
Александр Желенин
Полную видеозапись состоявшейся дискуссии можно посмотреть по этой ссылке.
Источник: