В 2010 году компания Square Enix вместе с Cavia и создателем Drakengard Йоко Таро выпустила странную игру под названием Nier. Атмосферное приключение в постапокалиптическом мире выделялось необычной механикой, в которой соединялись элементы экшена, RPG, платформера, Bullet Hell-шутера, симулятора садовника и даже текстового квеста. Уникальная игра обладала божественным саундтреком и трогательной историей с массой неожиданных поворотов, которая раскрывалась с каждым новым перепрохождением, предлагая новые заставки, воспоминания героев и концовки. К сожалению, тогда все внимание западной прессы было сосредоточено на Final Fantasy XIII, а проект Йоко Таро получил во многом неоправданно холодный прием, но при этом смог найти отклик в сердцах простых пользователей, в короткие сроки став культовым. К счастью, Square Enix не забыла о серии, в результате чего новой игре Таро дали зеленый свет, и мы получили долгожданную Nier: Automata — на этот раз от мастеров жанра Action — Platinum Games. Последние собрали внутри себя команду из фанатов творчества Таро, поэтому процесс разработки прошел довольно гладко.
Согласно фабуле, в 5012 году на Землю напали пришельцы из далекого космоса, которые уничтожили почти все человечество с помощью армии боевых роботов. Те, кому посчастливилось выжить, бежали на Луну и примерно через 200 лет смогли нанести ответный удар, отправив на поверхность Земли своих андроидов. Тем не менее, вытеснить противника им так и не удалось. На момент начала Nier: Automata идет 11945 год и 14-я война машин. На передовой — андроиды подразделения YorHa — самые современные воины, которые сражаются во славу человечества. Фанатичной организацией руководит командир White, которая получает указания от консула людей и с помощью десятка операторов направляет юнитов YorHa во время выполнения самых опасных заданий на поверхности Земли и в воздухе.
Главными героями повествования выступают два андроида — боевой юнит 2B и ее напарник — хакер-разведчик 9S. Вместе им предстоит изучить останки древних городов, узнать о планах врага и привести человечество к победе. По ходу развития событий, история становится все глубже и удивляет неожиданными поворотами, превращая простой на первый взгляд сюжет в запутанную и очень сложную драму. Куда пропали пришельцы? Почему бездушные машины пытаются вести себя как люди? Картина мира постоянно расширяется и дополняется новыми деталями — будь то файлы, случайно найденные на сервере во время взлома системы, или очередной побочный квест.
Необычна и структура повествования, хотя этот прием знаком поклонникам Таро. Сюжет разбит на три составляющие — каждая со своей собственной концовкой. Только после прохождения всех веток можно получить наиболее полную картину. Для продолжения игры необходимо загрузить финальное сохранение, которое создается после получения очередной концовки. В каждой из кампаний вы играете за другого персонажа. Первая история посвящена 2B. Вторая — 9S. Это взгляд на одни и те же события, но с разных сторон. Герои по сюжету в некоторых местах разделяются, что означает не только новые игровые секции, но и важные заставки. Обе истории сходятся в одной точке, после чего открывается продолжение — вторая половина игры. Здесь — самые сильные повороты и возможность поиграть за третьего персонажа.
Предыдущие проекты Таро можно было обвинять во многом, но только не в плохом сюжете. И в этот раз он не подводит, раскрывая свою историю не просто сквозь призму ничем не стесненного насилия, а давая ему подпитку из рек различных философских течений. То, что поначалу может казаться не очень уместной отсылкой к работам и личностям Жана-Поля Сартра, Симоны де Бовуар, Конфуция или даже библейским мотивам, приобретает совершенно иной окрас, когда что-то из выше упомянутого проявляет себя в мотивации и поведении персонажа, показывая, что даже в далёком будущем эти темы беспокоят жаждущие жить умы и подталкивают их всё к тем же ошибкам, что и людей за тысячи лет до них. Но сами по себе эти темы могут показаться слишком абстрактными для некоторых игроков, и Йоко Таро помогает им обрести плоть.
Жесткие сцены смерти, шокирующее раскрытие предыстории мира и связь с первой частью Nier и Drakengard доводят накал страстей до максимальных значений, заставляя персонажей сходить с ума, а вас — нервно кусать ногти, переживая за любимых героев и финал этой истории. Чтобы получить истинную концовку (Е), вам придется сделать определенные выборы, но благодаря удобной системе перепрохождения секций, которая открывается в нужный момент, не приходится начинать игру с самого начала или искать старый сейв — вы просто выбираете нужный момент и пробуете другой вариант в диалоге. Финал, как и вся история в целом, оставит сильное послевкусие и желание до конца во всем разобраться, строя те или иные теории с друзьями в чате и обсуждая игру на форуме.
Богатая история мира и лор, настоящая цель проекта YorHa, истинная сущность врага, отношения персонажей и связь с предыдущими играми серии делают сюжет Nier: Automata одним из самых интересных, сложных и атмосферных за последние годы.
Кроме собственной истории, новыми противниками и боссами, кампании героев отличаются и по механике. 2B предпочитает комбинировать наборы из двух видов оружия, создавая смертельно опасные связки ударов. Platinum Games создали примерно 40 вариаций холодного оружия, куда вошли стандартные и большие мечи, различные копья и боевые перчатки. Все они отличаются по наносимым повреждениям, скорости атаки и зоне покрытия и могут быть прокачаны у кузнецов за определенное количество материалов и деньги.
Каждый предмет выставляется на свою кнопку, и, соответственно, нажимая их в разных последовательностях, вы получаете комбинации ударов в зависимости от экипированного оружия. Так, начав цепочку с удара копьем и продолжая комбинацию огромным мечом, 2B воткнет копье в землю и начнет боевое вращение на древке, задевая всех врагов огромным клинком. Длительное нажатие “треугольника” позволяет провести автоматическую комбинацию в стиле “эссенции” из Ninja Gaiden. А сбив врага на пол, вы можете провести стильное добивание, нажав на кнопку “кружок”.
Система уворотов действует для всех героев и очень напоминает Bayonetta, где вовремя нажатая кнопка гарантирует стильный уход из под атаки. Только в этот раз авторы не ограничивают вас в количестве последовательных использований и сильно расширяют окно для ввода команды. Если в нужный момент нажать на кнопку удара сразу после уворота, персонажи проведут мощную контратаку, которая может подбросить врага в воздух.
Все виды оружия общие для каждого героя, но 9S, будучи разведчиком, слабо владеет боевыми приемами. Герой может лишь отправить одно оружие в полет, используя его в качестве своеобразного бумеранга. Основная функция 9S — взламывать противника, уничтожая его изнутри. Для этого вы наводитесь на необходимого врага, зажимаете треугольник и ждете заполнения специального индикатора. Обычно это занимает от одной до нескольких секунд в зависимости от типа цели. После чего сознание героя переносится в компьютерную логику врага — небольшой уровень виртуальной реальности, где вы выглядите как курсор, который перемещается по ограниченной области схематичного мира. Чем сложнее враг — тем больше и сложнее уровень.
Обычные враги изнутри выглядят как квадратные комнаты с голым ядром, уничтожение которого занимает от одной до трех секунд, даже несмотря на его попытки попасть в вас цветными снарядами. Другие противники предлагают пройти небольшие локации с опасными оранжевыми стенами и многочисленными засадами. Отклоняя правый аналог в сторону, вы стреляете золотыми пулями, которые при попадании уничтожают барьеры и защитные системы. Последние отличаются по виду и функционалу и пытаются вас расстрелять, атакуя в заранее прописанные стороны или используя прицеливание. Оранжевые и красные снаряды можно легко сбить, а черные пролетают сквозь ваши пули — от них можно только увернуться.
Уничтожив всех обычных противников, защитный барьер ядра спадает — и вы сможете его взорвать. Это автоматически завершает процесс взлома, переносит ваше сознание в материальную оболочку на поле боя и запускает детонацию “хакнутого” противника. Причем взрыв повреждает все стоящие рядом цели, что можно использовать себе на пользу. Например, не пытаться взломать “жирную” цель, а заняться слабым миньоном, быстро “хакнув” которого можно сразу подорвать весь отряд разношерстных противников. Особо сложные враги требуют нескольких попыток, предлагая новую виртуальную локацию и ситуации.
Еще одной особенностью 9S оказалась возможность напрямую управлять взломанным юнитом или перенастроить ему поведение, заставляя атаковать своих. Сделать это можно лишь в том случае, если вы начали взлом, пока враг не успел вас обнаружить. Я нашел это полезным лишь в некоторых сюжетных секциях. Чтобы выйти из этого режима, вам предлагают нажать оба стика для ручной детонации.
Игра за третьего персонажа по механике напоминает первого, но с рядом определенных особенностей. Герой может усиливать собственные атаки, получая шанс быстрее расправляться с многочисленными врагами. Происходит это, если использовать особенный даш, дразнить врагов или включить режим берсерка. При этом, в последних двух случаях вы понижаете свою защиту.
Часть важного функционала Platinum Games повесили на юнитов поддержки. Все персонажи путешествуют с летающим дроном, который не только позволяет парить в воздухе, но в базовом режиме способен стрелять из встроенной в корпус турели. Дополнительно вы можете использовать программы — специальную способность из меню навыков. Это может быть сильная атака лазерным лучом, удар огромными молотами, полет клинков, которые вращаются в воздухе вокруг героев, создание гравитационного поля, области замедления и многое другое. Есть даже защитные заклинания, которые создают барьеры от физических или огнестрельных атак, и программа поиска скрытых на карте предметов. Большинство этих способностей покупаются у специального торговца или выдаются в награду за прохождение побочных заданий.
Вы также можете найти дополнительных дронов, исследуя мир игры. Причем новые вариации имеют другие базовые атаки. Например, найденный в пустыне бот стреляет не из турели, а создает несколько самонаводящихся ракет, которые оказываются незаменимы в битвах с некоторыми боссами. А пойманный в море дрон-утопленник (в игре есть даже рыбалка) создает лазерный хлыст. Вы можете расставить им специальные способности и переключаться между дронами прямо во время боя, таким образом имея несколько наборов активных навыков и атак без необходимости копаться в меню. И конечно же ботов можно использовать для контратаки сразу после уворота.
Что же касается самих персонажей, то они повышают уровни, уничтожая противников и завершая квесты, увеличивая запас здоровья, защиту и силу атаки. Кроме денег, аптечек и ресурсов, из врагов выпадают ценные микросхемы, которые можно экипировать в специальном меню. Каждый чип дает те или иные бонусы и способности. Среди них: регенерация здоровья, при условии, что вы не получали урон более 6 секунд, автоматическое использование аптечек, повышение вероятности критических атак, добавление эффекта взрывной волны к оружию, всевозможные бусты здоровья, атак, защиты и опыта и многое другое. С помощью микросхем вы даже сможете замедлять время при своевременных уклонениях и парировать атаки противника.
Каждый чип имеет свои габариты и занимает определенное количество места на плате персонажа, поэтому все выставить не получится. Вы можете покупать расширения под новые способности у специального торговца, под конец игры увеличивая доступное место примерно в четыре раза.
Все это создает глубокую боевую систему и интересную настройку билдов персонажей, позволяя творчески подходить к процессу уничтожения противников. При этом игра не заставляет досконально осваивать возможности: более казуальные игроки могут пройти Nier: Automata с базовым функционалом на легком или нормальном уровне сложности. Но для ценителей жанра Action/RPG Platinum Games припасли высокий уровень сложности, в котором вам потребуется понимание механик и хорошая реакция.
Забавным моментом оказалась интеграция онлайна. Примерно как в Soulsborne и Nioh, вы видите мертвые тела персонажей других игроков. Только в Nier: Automata их можно оживить и получить ценного союзника-ИИ на некоторое время. Это особенно полезно в битвах с боссами. Как вариант, вы можете обобрать труп и заработать денег и прочие материалы. Удивительно, что именно на этой системе взаимопомощи между игроками концептуально завязана истинная концовка игры.
Стоит отметить, что в случае обнуления здоровья, мертвое тело персонажа с ценными микросхемами будет ждать вас на полу в месте гибели. Добежав до него, вы можете быстро все забрать, автоматически восстановить расположение чипов и продолжить бой. Теоретически, если вас убьют до этого момента, можно потерять часть экипировки (в этом случае логичнее просто перезагрузить раннее сохранение), но на практике у меня ни разу этого не происходило, что неудивительно с учетом внеземной скорости персонажей и открытости локаций.
Новые модификации, ресурсы, опыт и деньги можно зарабатывать в огромных количествах, выполняя многочисленные поручения от NPC, которые открываются по мере продвижения по основному сюжету. Это довольно простые по структуре миссии, где вам необходимо поговорить с определенными персонажами, найти или уничтожить кого-то, собрать предметы или принять участие в гонках против летающего робота. Важные для миссии объекты отображаются красными точками и специальными кругами на карте. На нормальном уровне сложности проходить их все не обязательно, но, как уже было отмечено выше, сайдквесты расширяют историю важными деталями и милыми зарисовками из жизни машин и андроидов. Причем, в отличие от Final Fantasy XV, где партия практически никак не комментировала происходящее, герои Nier: Automata обсуждают судьбы персонажей побочных заданий, что только усиливает погружение в сложный мир игры.
К слову, о мире. Platinum Games адаптировала свой движок под нужды ролевого жанра, в результате мы получили постепенно расширяющуюся песочницу, которая с каждым новым сюжетным квестом открывает следующие области опустевшего мира. Просторные локации перетекают одна в другую бесшовно — без экрана загрузки — и представляют из себя руины человеческой цивилизации, в которых природа давно забрала свое. В первом районе мы видим залитый солнцем город, через разрушенные здания которого живописно прорастают огромные деревья и лианы. Далее следует каменистый район и пустыня, в песках которой утопает целый квартал искореженных зданий и забытых детских площадок. Авторы позаимствовали эффектное скольжение по барханам из Journey, что позволяет героям перемещаться по локации на максимальной скорости. Далее вы посетите облюбованный машинами парк аттракционов, где роботизированные жители пытаются забыть о войне и пребывают в состоянии постоянного праздника. Спрятанная в лесу деревня пацифистов, древний замок и неожиданные области во второй половине игры прекрасно дополняют общую картину разрушенного войной мира.
Разработчики очень успешно поработали с панорамами и грамотно реализовали освещение, которое активно заливает мир светом, но не делает игру позитивно яркой, сохраняя мрачную стилистику и ощущение постапокалипсиса.
Отдельной похвалы заслуживают модели героев, которые смотрятся шикарно, и это неудивительно, ведь над проектом работал знаменитый художник Акихико Йосида, известный фанатам ролевого жанра по Vagrant Story, Final Fantasy XII, Final Fantasy XIV: A Realm Reborn и Bravely Default. Именно благодаря нему (а также любви Таро к роскошным женщинам) мы получили ставшего культовым задолго до выхода игры андроида 2B.
К сожалению, 60 кадров в секунду и открытый мир, при всех неоспоримых плюсах, наложили ограничения на качество проработки окружения. В результате часть локаций выглядит бедно, а игра работает в 900p на обычных PS4 и в 1080p на PS4 Pro. Некоторым объектам ощутимо не хватает деталей. Местами вы наблюдаете примитивные голые стены и подгрузку текстур вдали, что особенно заметно в первом городе.
Авторы используют систему постепенно открывающих шорткатов, чтобы игрокам не приходилось бегать по одним и тем же локациям слишком часто. Но когда это происходит (например, если вы выполняете побочные задания), на помощь приходит телепортация через терминалы, которые обильно разбросаны по локациям. Они также выступают точками сохранения, так как в игре отсутствуют автоматический сейвы. Причем для сохранения вам даже не обязательно подходить вплотную к терминалу — главное просто находиться где-то рядом.
Разработчики продолжают экспериментировать с механиками, предлагая разноплановые секции, в которых камера переключается на вид сбоку или улетает вверх, превращая RPG в 2D-платформер и Top-Down Action. Иногда вы и вовсе садитесь внутрь летающего боевого костюма, который может превращаться в самолет для того, чтобы уничтожить многочисленных воздушных противников и огромных боссов в стиле японских Shoot ’em up.
Битвы с боссами всегда были сильной стороной игр Platinum Games, и Nier: Automata не стала исключением, предложив яркие и запоминающиеся сражения с разномастными противниками (от обычных до невероятно огромных), в которых камера может многократно менять перспективу, а сами боссы — форму. При этом Йоко Таро прописал их историю, заставив игроков испытывать сочувствие к антагонистам. Но что нас особенно удивило — это то, как игра многократно усиливает динамику поединков и эмоциональное напряжение за счет божественного музыкального сопровождения от Кэйити Окабэ.
Музыка в Nier: Automata — это большое, многослойное и интерактивное произведение. В зависимости от локации, один и тот же рисунок, обыгрывается различными инструментами. Вокал может динамически накладываться на музыку, расширяя эмоциональный диапазон чувств во время игрового процесса. В большинстве зон солирует невероятно красивый и приятный женский голос, но иногда его разбавляет пронзительный мужской баритон.
В моменты сражений вокал дополняют струнные и ударные инструменты или мощный хор, а в минуты исследования музыка сбавляет темп и насыщенность. В зависимости от происходящего на экране меняется громкость и плотность звучания различных инструментов. Всё происходит плавно, как будто это не игра, а фильм и композитор отлично знает на какой секунде нужно добавить драйва или наоборот лирики.
Кэйити Окабэ использует большой спектр музыкальных инструментов и каждый из них может солировать или наоборот затихать в зависимости от ситуации. Композитор успешно аранжирует всё это вместе с электронными фильтрами и “примочками”. Музыкальная гармония перетекает из конца одной композиции в начало другой, зачастую изменяя ритм и заменяя некоторые музыкальные инструменты, придавая саундтреку ощущение одного большого сета.
Стоит отметить, что специально для композиций серии авторы придумали свой язык, а побочные квесты могут сопровождаться музыкой, написанной под момент, что усиливает атмосферу даже в казалось бы самых примитивных заданиях.
Серьезное отношение дизайнеров к саундтреку заметно и по небольшим, но приятным деталям. Так, например, во время взлома ядра в виртуальной реальности, композиция, которая звучит на поле боя, приглушается, превращаясь в 8-битный аналог.
***
Nier: Automata смогла впитать в себя все лучшее, что предлагала первая часть, включая роскошную музыку, мощную и очень запутанную историю и уникальную смесь из нескольких жанров. При этом Platinum Games расширили систему настройки персонажей и многократно улучшили боевую механику, которая теперь должна порадовать не только поклонников ролевых игр, но и слешеров. Все это позволило проекту выйти на совершенно новый уровень исполнения. Nier: Automata — это вне всяких сомнений один из лучших релизов на PlayStation 4 и та игра, в которую должен сыграть каждый, кому не безразличны авторские проекты, возвращающие нас в золотую эпоху PS2.
Источник: