Министерство финансов РФ предлагает донастроить демпферный механизм в нефтяной отрасли, проиндексировав в 2024 году индикативные цены на бензин и дизельное топливо на 1%.
Соответствующая инициатива обозначена в законопроекте, который Минфин подготовил для выполнения положений основных направлений налоговой политики на 2021–2023 годы.
Так, среди предлагаемых мер значится «донастройка демпферного механизма по результатам обсуждения с нефтяными компаниями ситуации на топливном рынке и ценовой конъюнктуры на мировых рынках — предлагается корректировка в 2024 году индикативных цен бензина и дизельного топлива для расчета демпфера, предусматривающая их индексацию на 1%».
В настоящее время индикативные цены в демпфере индексируются на 5% ежегодно до 2024 года включительно.
Напомним, что механизм обратного акциза (демпфера) на нефть действует в России с 1 января 2019 года. Он должен нивелировать отрицательный эффект отмены экспортных пошлин на рентабельность нефтепереработки. Цель демпфирующего механизма — стабилизация цен на автомобильный бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке. В рамках этого механизма нефтяники доплачивают государству, если внутренний рынок становится премиальным, и поэтому не могут снизить цены на АЗС. Если на внутреннем рынке складывается дисконт по сравнению с поставками на экспорт, то уже бюджет доплачивает компаниям, чтобы те не поднимали цены.
Ранее вице-премьер Александр Новак в ходе встречи с президентом РФ Владимиром Путиным заверил, что российские власти будут строго следить за ценами на бензин и дизельное топливо, чтобы их уровень не превысил инфляцию. По его данным, «цены на дизельное топливо в этом году стоят на месте, и общий рост с начала года составил всего 1,7 процента».
«Тот механизм, который был разработан по Вашему (президента — ред.) поручению, по сглаживанию эффектов влияния мировых цен, позволяет нам держать цены на нефтепродукты на уровне не выше инфляции. Это происходит за счет демпфера, за счет того, что в период, когда цены на нефть и нефтепродукты на мировых рынках высокие, тогда демпфер платится из бюджета, а когда цены, наоборот, ниже, как сегодня это происходит, компания доплачивает в бюджет, то есть они сегодня очень солидные суммы выплачивают в бюджет. Уровень, когда это нулевой баланс, примерно 50–55 долларов за баррель», — пояснил Новак.
При этом вице-премьер дал понять, что власти «и дальше так же строго» будут «следить», чтобы «цены были не выше инфляции». «Это касается и бензинов, и дизельного топлива, и авиакеросина», — указал он.
Добавим, что, по оценкам Росстата, потребительские цены на бензин в среднем по России с 8 по 14 февраля 2021 года повысились на 0,2% после роста на 0,3% неделей ранее.
За этот период Росстат зафиксировал удорожание топлива в 67 центрах субъектов РФ, а сильнее всего цены поднялись в Южно-Сахалинске — на 1,9%, Иваново — на 1,2%, и Петрозаводске — на 1,1%.
В целом, к 15 февраля средняя по стране потребительская цена 1 литра бензина достигла 46,83 рубля (рост на 11 копеек относительно 8 февраля).
Розничная стоимость бензина АИ-92 увеличилась за отчетный период на 10 копеек до 44,12 рубля. Бензин марки АИ-95 подорожал также на 10 копеек до 47,79 рубля. Цена бензина марки АИ-98 подскочила на 16 копеек до 54,41 рубля.
Литр дизельного топлива по данным на 15 февраля в среднем стоил 49,09 рубля — по сравнению с 8 февраля его цена поднялась на 7 копеек.
Росстат также констатировал, что с 8 по 15 февраля в стране было произведено 783,1 тыс. тонн автомобильного бензина (рост на 5,1% к предыдущей неделе). Кроме того, выпущено 1 млн 522,8 тыс. тонн дизельного топлива (плюс 1%).
Источник: