При взыскании долгов будут происходить резонансные случаи нарушения прав жильцов, и сами люди защититься от произвола не смогут.
Пострадают самые низшие слои населения, над которыми и так издеваются, выкручивая им руки.
Коллекторы намерены вернуть годовой долг неплательщиков коммунальных услуг – около 20 млрд рублей. Ожидается, что в ближайшие три года взыскатели будут брать вдвое больше дел по просрочке оплаты ЖКХ. По данным Минстроя, в целом задолженность населения за жилищно-коммунальные услуги составляет почти 650 млрд рублей.
Долги за ЖКХ собирать гораздо тяжелее, чем по банковским и микрофинансовым займам, поскольку у населения давно сформировалась позиция, что за коммуналку можно платить в последнюю очередь. Часто оплата взыскивается через суды, но и по исполнительным листам должники не спешат отдавать деньги.
Председатель Агентства защиты прав потребителей финансовых услуг Елена Фасахова напомнила, что рамки деятельности коллекторов должны входить в очерченные законом границы. «У населения действительно имеется высокий уровень задолженности по услугам ЖКХ. Но поскольку у предприятий ЖКХ цели и задачи иные, нежели деятельность по получению долгов, то они, как правило, привлекают профессиональных взыскателей, которые действуют своими методами», — уточнила Елена Фасахова.
Эксперт отметила, что при взыскании долгов почти наверняка будут происходить громкие случаи нарушения прав должников. Однако сегодня деятельность коллекторских агентств введена в рамки законодательства, а их деятельность формально находится под контролем Федеральной службы судебных приставов (ФССП). Для пресечения случаев беззакония людям следует знать свои права и уметь их защищать.
«Потребителям следует знать о своих правах, которые прописаны в законе. Это включает и запрет на звонки во внеурочное время, и ограничение по количеству таких звонков. Если будут поступать звонки третьим лицам, не являющимся должниками — родственникам, соседям, — они также вправе пожаловаться в надзорный орган — ФССП. Но жалобы должны быть правильно оформлены. Недостаточно просто пожаловаться, а следует прикрепить доказательства: сообщить, с какого номера были звонки, записать разговоры и, главное, знать, чьи интересы представляет коллекторское агентство, чтобы было ясно, на кого жалоба», — рассказала Елена Фасахова.
Эксперт по ЖКХ, руководитель проекта UfaCity.me Вадим Беляков полагает, что проблема как раз в том, что простые жильцы могут не знать, как защищаться от неправового давления. Если человек, задержавший возврат кредита, часто изучает законы и продумывает, как ему действовать, то для жильца, задержавшего плату за квартиру, визит коллекторов может быть полной неожиданностью. «Должники по услугам ЖКХ – люди более незащищенные, чем те граждане, которые брали кредиты. В отличие от последних, простые жители вообще не знают своих прав», — подчеркнул Вадим Беляков.
Если коллекторы, занимающиеся взысканием долгов по услугам ЖКХ, будут работать так же, как сейчас работают по «выбиванию» долгов за кредиты, это грозит негативными последствиями, считает руководитель социального проекта «Стоп!Коллектор» Вячеслав Курилин. «Долги по ЖКХ уже сейчас передаются коллекторам, это уже не новое явление. Далее все зависит от того, какими методами будут пользоваться коллекторы. Если они будут работать, как они и должны это делать, то есть обращаться в суд, взаимодействовать с приставами, заниматься юридической деятельностью по взысканию долгов – это одно дело. В принципе, это принятая мировая практика взыскания долгов. Если же все будет происходить в том же порядке, как сейчас делается по взысканию долгов банкам и микрофинансовым компаниям, то мы получим ужасную ситуацию. Должников много, но долги конкретного плательщика, как правило, совсем небольшие. И будет абсурдно, если люди, в том числе пенсионеры, бабушки и дедушки, столкнутся с серьезным натиском коллекторов», — заявил Вячеслав Курилин.
Давление на должников по услугам ЖКХ является «игрой в одни ворота», считает председатель Союза собственников жилья в Нижегородской области Наталья Шартанова. Как заявила общественница корреспонденту «Росбалта», контроль и давление следовало бы усилить не в отношении жильцов, а управляющих компаний и коммунальных предприятий.
Наталья Шартанова подчеркнула, что санкционирование передачи дел по просрочке оплаты ЖКХ коллекторам является неправильным ходом властей. «Последствия могут быть плачевными. Известно, как коллекторы выбивали долги из тех, кто брал ссуды, кредиты и задерживал их возврат. А теперь они будут названивать, двери расписывать еще и тем, кто задолжал по ЖКХ. Пострадают от этого самые низшие слои населения, над которыми и так издеваются, выкручивая им руки. Власти сами не понимают, что творят», — заявила общественница.
Шартанова отметила, что многие жильцы становятся должниками, не платят за услуги, поскольку справедливо полагают, что начисления бывают ошибочными. По словам общественницы, в Нижнем Новгороде есть прецедент, когда из-за неустановленных вовремя счетчиков жители одного дома переплатили в управляющую компанию почти 100 тыс. рублей. Однако после перерасчетов компания отказалась возвращать эти деньги, несмотря на все предписания.
«Когда приходишь в жилищно-коммунальную инспекцию и просишь их проверить отчеты управляющих компаний, то там тебе в ответ советуют нанять аудиторов. А сколько они стоят? А для чего создана жилищно-коммунальная инспекция? Получается, что контроль у нас осуществляется только над жителями. А управляющим компаниям и коммунальным службам никаких наказаний не положено, тут надзорные органы не работают», — констатировала Наталья Шартанова.
Когда человек становится должником по отношению к коммерческой организации или государству, против него начинает работать вся правовая машина. Коллекторы – это лишь одна из шестеренок. Человек же остается один против всей системы. Возможно, должникам тоже следует подумать о создании собственных агентств и ассоциаций, чтобы коллективно защищать свои права в противоборстве с этой машиной?
Дмитрий Ремизов
Источник: