Единственное, что можно сказать — есть общего между гонками World Superbike на разных трассах, так это что все они по классификации FIM имеют протяженность между 85 и 110 км. Все остальное — уникально: количество поворотов, дизайн, перепад высот, длина прямых и даже асфальт.
Что делаем мотогонщиков по-настоящему сильными? Торможение! Двигатели могут разгонять мотоциклы до скоростей под 320 км/ч, но единственное реальное преимущество в конце каждой прямой — то, как поздно, сильно и уверенно может замедлиться, чтобы войти в поворот. Вот почему именно показатель качества торможения наиболее четко определяет реальную сложность того или иного трека из календаря.
В 2016, средние скорости на круге в Phillip Island (в первой гонке сезона) и в Chang International Circuit (второй) практически сравнялись: 174.99 км/ч в Австралии и 174.53 км/ч в Тайланде. Но пилотам и их командам куда тяжелее пришлось именно в тайских гонках. Да и в 2017 году именно торможение решило судьбы двух побед и двух призовых позиций!
В Австралии есть только один поворот, где тормозить по-настоящему трудно — первый, где с 310-312 км/ч нужно сбросить темп почти вдвое. Но таких значительных перепадов больше нет. В Бурираме поворотов, где торможение является ключевым фактором, — четыре. Как сказал после финиша второй гонки Марко Меландри из заводской команды Ducati, под конец гонки он уже никак не мог тормозить так же уверенно, как его преследователь Том Сайкс на заводском Kawasaki ZX-10R, и поэтому обе гонки Сайкс в последний момент, прямо перед финишем, на торможении перед 12-м поворотом отбирал у Марко лучшую позицию на подиуме.
Chang Circuit пока возглавляет рейтинг Brembo, как самая технически сложная трасса с самым высоко нагруженным торможением, а значит, и наибольшему стрессу для шасси. А Phillip Island является самым простым в этом плане.
Как оценивается сложность? Тормозами пользуются все пилоты старших классов, да и почти на всех трассах есть свои хитрые повороты, где шасси работает необычно. Но весь вопрос в том — как пилоты пользуют тормоза, и как при этом нагружаются подвески. Количество нажатий на рычаг, например, в Losail International Circuit (Катар) составляет 13 раз в 16 поворотах. Но именно Donington Park в 2017 году, как ожидается, может выйти на 1-ю строчку рейтинга, хотя там рычаг выжимается только 7 раз, зато максимально жестко.
Другой пример сравнения, Ассен и Арагон: и там, и там пилоты WSBK пользуются тормозами 10 раз на каждом круге. Но в Голландии есть только один сектор с жестким торможением, тогда как в Испании в каждом есть свой сложный поворот — первый, пятый, двенадцатый и шестнадцатый.
Имола!.. пелетон подходит к Tamburello на скорости в 289 км/ч после старт-финишной прямой, спускается с холма к Acque Minerale на 235 км/ч и поднимается на холм к Variante Alta в полный газ, чтобы затем осадить коней до 70-90 км/ч. В каждом случае требуется максимально позднее и мощное торможение, иначе легко проехать связку по прямой и получить штраф от маршалов.
Donington Park, Misano World Circuit и Assen TT Circuit — каждый имеют свои повороты с максимальной скоростью подхода к точке торможения более 270 км/ч: в Англии это 9-й, в Голландии — 6-й, а в Италии — 8-й. Разница в том, что в Donington Park дистанция замедления составляет 183 метра, в Assen только 65, а в Misano — 224. При этом, понятно, что тормоза нагреваются совершенно по-разному.
Далее, есть еще такой параметр, как агрессивность торможения — какое давление создается в тормозной системе. Перед 8-м поворотом в Хересе и перед 10-м в Портимао зона торможения одинаковая, 108 м. Но в первом случае давление в системе достигает 11.1 бар, а во втором только 8.9.
Суммируя все эти показатели, инженеры Brembo составили новый рейтинг трудности трасс World Superbike для чемпионата 2017 года. Новый потенциальный «лидер» крутости — Donington Park. Сезон только начался, и до британской гонки еще более трех месяцев, но… проверим!
Инфографика Brembo: рейтинг трасс World Superbike по сложности торможения
Источник: