Основа идеи, от которой выиграют и плательщики, и управляющие компании, в энергоэффективности.
«Больше 50% обращений, поступающих в Общественную палату РФ, так или иначе касаются сферы ЖКХ. Людей волнует начисление платы за услуги и недолжное их исполнение», — отметил первый заместитель председателя Комиссии по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами ОП РФ Артем Кирьянов. Возможно ли платить за ЖКХ меньше, и что для этого нужно? В партии «Новые люди» подготовили ряд предложений, которые решают эти вопросы. Свои идеи они представили журналистам на пресс-конференции в «Комсомольской правде».
«Минувший 2020 год был трудным. С одной стороны, люди сильно потеряли в доходах. С другой, больше сидели дома, жгли свет, и платежи за ЖКХ выросли. В итоге мы получили ножницы: доходы снижаются, расходы растут», — отметил председатель партии «Новые люди» Алексей Нечаев.
«Конечно, в России люди уже давно привыкли к постоянному росту трат на ЖКХ. В 1990-е и нулевые это было обусловлено высокой инфляцией. В итоге нас всех приучили, что цифры в платежках всегда будут только увеличиваться. В 2021 году нам пообещали рост цен на коммуналку на 5%. Причем это подается как серьезное завоевание — «всего на 5%».
Потребительский сектор — производители, ритейлеры — привыкли держать цены, несмотря на валютный курс, а иногда и снижать их. Коммунальный сектор к такому не привык. В этой сфере много монополизма, низкая конкуренция, что явно не способствует борьбе за каждого потребителя. В итоге цены постоянно растут не зависимо ни от чего.
Мы нашли смарт-решение, которое позволит снизить платежи за ЖКХ на 20-25%», — отметил Нечаев. Корень идеи, от которой выиграют и плательщики, и управляющие компании, в энергоэффективности.
«Недавно мы провели акцию: в 72 регионах замерили энергоэффективность домов. В частном секторе энергопотери оказались низкими. Новостройки тоже показали хороший уровень энергосбережения. В панельных домах, хрущевках ситуация много хуже. Есть такое выражение — „обогрев улицы“. К старым домам оно относится в полной мере. Но все эти дыры можно заткнуть — провести ремонт зданий, который повысит уровень энергосбережения. Меньше расход — меньше платеж», — подчеркнул Нечаев.
Программа «Бережливое ЖКХ», которую разработали в партии «Новые люди», позволит сохранить качество и надежность работы системы, и при этом снизить платежи на 20-25%, отметил доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Шубин.
В программе семь шагов: капремонт здесь и сейчас, льготы по налогу на имущество для энергоэффективных домов, субсидии для энергосервиса, просвещение потребителей (азбука энергосбережения), повышение качества новостроек, прозрачность в начислении платежей, поддержка нуждающихся. В зависимости от года постройки дома и его эксплуатации процент экономии может разнится, отметил Шубин, но меньше платить за ЖКУ смогут все.
Пункт первый. Капремонт.
«Платежи в фонд капитального ремонта дома стали обязательной строкой в платежках. Но для того, чтобы реально провести какие-то работы, жители должны накопить солидную сумму. При этом есть риск, что деньги обесценятся, пока мы их копим. Но если мы дадим долгосрочные кредиты под будущие платежи за капремонт, гарантированные государством, россияне смогут своевременно провести необходимый ремонт в своих домах, повысить их энергоэффективность, а банки будут получать свои проценты с платежей, которые могут быть даже выше, чем проценты с облигаций ОФЗ», — пояснил Шубин.
Пункт второй. Налоги.
Чтобы стимулировать россиян повышать энергоэффективность своих домов, можно ввести льготы по налогу на имущество для тех, кто такие работы провел.
«Мы считаем, что те, кто возьмет в свои руки управление домом, должны быть поддержаны государством. Поэтому для жителей домов, которые провели у себя энергосберегающие мероприятия, налог на имущество должен быть снижен. Это будет хорошая мотивация для самих людей, чтобы идти в сторону энергосбережения», — отметил Нечаев.
Пункт третий. Энергосервис.
Основная проблема развития энергосервиса в том, что льготные категории граждан выступают против, отметил Шубин. «Дело в том, что плата за энергосервис не субсидируется, и люди, соглашаясь на это, теряют льготу. Мы предлагаем субсидировать для них общий платеж, чтобы „скидка“ распространялась и на энергосервис. Тогда желающих подключиться к системе будет больше», — считает он.
Пункт четвертый. Просвещение.
«Мы должны защитить население от недобросовестных компаний, которые проводят неэффективное энергосбережение. Предлагаем создать азбуку энергосбережения, где будет полная информация о том, что это такое, как это выглядит, куда обращаться. В рамках этого ресурса можно создать реестр компаний, которые этим занимаются», — отметил Шубин.
Пункт пятый. Новое строительство.
«Когда мы покупаем машину, то понимаем, сколько нам обойдется ее обслуживание. Покупая жилье, собственник редко понимает, какова его стоимость на всем жизненном цикле. Можно рассчитать такие траты в зависимости от того, к каким сетям подключен дом, какой в регионе тариф, какой класс энергоэффективности здания. Тогда собственники будут понимать, что, покупая энергоэффективное жилье, смогут сэкономить на его обслуживании, а застройщики не будут заинтересованы в том, чтобы строить жилье низкого класса энергоэффективности», — считает Шубин.
Пункт шестой. Прозрачность в начислениях.
Главной причиной для споров между собственниками и УК остаются начисления платы за ЖКХ. «Все начисления нужно проводить по показаниям приборов учета. Тогда и разногласий по этому вопросу будет минимум», — отметил Шубин. Счетчики должны стоять и в каждой квартире, и в доме в целом. В таком случае при расхождении показаний мы сразу будем понимать, что не так.
Пункт седьмой. Адресная поддержка нуждающихся.
«Как бы мы ни снижали платежку, будут те, кому это все равно не по карману. У нас до сих пор больше 20% доходов граждан уходит на ЖКХ. Мы предлагаем снизить этот уровень до 15%, как это уже происходит в некоторых субъектах. Если человек отдает за услуги ЖКХ больше 15% своих доходов, он должен получать помощь от государства. При этом мы должны упростить процедуру получения субсидий. У нас есть ФНС, есть ГИС.ЖКХ. Если в этом месяце доходы не сошлись с установленной законом долей платы за ЖКХ, субсидия должна начисляться моментально и автоматически», — подчеркнул Шубин.
Председатель всероссийского общественного движения «Союз матерей России» Ольга Панина согласилась, что сейчас люди не получают субсидии из-за слишком сложной процедуры. «В постановлении на этот счет говорится, что наличие задолженности лишает человека права на субсидию. И деньги, которые выделяет государство на помощь нуждающимся, возвращаются обратно, а люди погружаются в долги. Нужны изменения, которые позволили бы упростить получение помощи», — заметила она.
Однако перед партией остается немало вопросов, которые предстоит решить, считает эксперт Комиссии по ЖКХ Общественного совета при Минстрое России, эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук.
Что касается счетчиков, у нас еще к 2012 году каждый потребитель обязан был установить в доме приборы учета, напомнил Склянчук. На сегодняшний день это сделали только 65% населения. Остальные платят по нормативу или по каким-то сложным схемам. Поэтому первым делом, по мнению эксперта, важно понять, как мотивировать людей установить приборы учета.
«Бережливость — это сокращение и устранение потерь. Здесь нужно понимать, что от поставщика ресурсов до крана есть целая цепочка участников, а потери происходят не только в доме, но и на пути к нему. Важно продумать, как выстроить взаимодействие со всеми звеньями этой цепи, чтобы они тоже были заинтересованы в повышении энергоэффективности. На этом пути вы встретите большое сопротивление. Как мы все знаем, когда на улице стоит холодная погода, счета за отопление повышаются автоматически. Но если за окном тепло, то это еще нужно доказать, чтобы вам провели перерасчет», — отметил Склянчук.
Также эксперт напомнил, что половина жилого фонда в стране построена в период 40-70-х годов прошлого столетия. «Износ жилого фонда составляет больше 60%. В таких условиях сложно заниматься повышением энергоэффективности», — заметил он.
По словам эксперта, процент энергопотерь ежегодно растет, и этот рост закладывают в тариф. «В результате люди платят за энергонеэффективность поставщиков услуг. Поэтому без комплексной реформы в ЖКХ не обойтись», — считает Склянчук.
По подсчетам Минстроя, на полную модернизацию всей коммунальной инфраструктуры необходимо 6 трлн рублей, отметил он. «Конечно, можно сказать, что за все это должно заплатить государство. Но мне кажется, что без участия граждан не обойтись», — считает эксперт.
«Старая инфраструктура, которая досталась нам в наследство от Советского Союза, заканчивается. В промышленности уже произошло обновление. В ЖКХ тоже произошло, но не повсеместно. Сейчас мы „доедаем“ советское наследие. Конечно, у нас давно нет постоянных отключений электричества, и люди в своих домах зимой не замерзают. Но катастрофа наступит: кто-то говорит, что через 8 лет, кто-то дает более оптимистичный прогноз — через 15 лет. Но, думая про будущее, мы не можем игнорировать эту сферу. Конечно, здесь есть много нюансов и сложностей, но наша партия не боится искать новые решения», — подчеркнул Алексей Нечаев.
Сергей Петров
Источник: