Реализации проекта по развитию Санкт-Петербургского железнодорожного узла придали ускорение. Постановление правительства города расширило круг задач специальной рабочей группы, которая занимается вопросами развития транспортного хаба. Это позволит оперативно принимать все решения, необходимые для совершенствования транспортной инфраструктуры Северной столицы в целом и железнодорожного транспорта в частности.
Вторым темпом
Два крупнейших в стране транспортных узла — Центральный и Санкт-Петербургский — активно развиваются последние годы. Но развитие происходит неравномерно: в московской агломерации уже сейчас железная дорога успешно интегрирована в систему общественного транспорта. В Северной столице это еще только предстоит сделать в ближайшие годы.
Поэтому в апреле 2020 года была утверждена «Концепция по развитию железнодорожной инфраструктуры в целях организации пригородных и внутригородских пассажирских перевозок в Санкт-Петербургском железнодорожном узле». Цель документа — комплексное и сбалансированное развитие транспортной системы региона.
«Улично-дорожная сеть Петербурга, которая включает все виды транспорта, в настоящий момент развита слабо. После советских времен она не увеличивалась, а город, наоборот, разрастался, росло число жителей и автомобилей», — подчеркивает глава Совета по транспортным проблемам Санкт-Петербургского научного центра РАН Олег Белый.
© Фото предоставлено пресс-службой РЖД
По его словам, активное включение в улично-дорожную сеть железнодорожного транспорта значительно улучшит ситуацию в Северной столице.
Рабочая группа по вопросу развития транспортного узла была создана еще в сентябре 2019 года. Однако активная работа началась только после принятия Концепции.
«Рабочая группа будет готовить предложения по приоритетным направлениям развития объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и смежной с ними транспортной инфраструктуры в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, по повышению качества обслуживания жителей, а также грузовых железнодорожных перевозок», — пояснили в пресс-службе петербургского правительства.
В ее состав вошли представители администрации города и Ленинградской области, ОАО «РЖД», ее дочерних структур, бизнес-сообществ, Госавтоинспекции.
Эффект Москвы
«Компания уже имеет опыт развития центрального транспортного узла и все положительные элементы будут интегрированы в развитие Санкт-Петербургского железнодорожного узла», — подчеркивает заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Олег Тони.
В столице новое дыхание железной дороги придал проект Московского центрального кольца (МЦК). Именно с запуском в 2016 году МЦК электричка стала полноценным видом городского транспорта. МЦК проходит по 26 районам Москвы, имеет десяток пересадок на метро. «Ласточки» перевезли по кольцу уже полмиллиарда пассажиров.
Еще один московский проект — Московские центральные диаметры (МЦД). Идея МЦ заключается в объединении разрозненных радиальные направлений железной дороги. Если раньше электрички из Подмосковья «упирались» в центральные вокзалы Москвы, то теперь они проходят сквозь них, что стало значительно удобнее для пассажиров.
Первые два диаметра (МЦД-1 Одинцово-Лобня и МЦД-2 Нахабино-Подольск) заработали в ноябре прошлого года. За прошедшие месяцы перевезено более 100 млн пассажиров.
По сообщению столичного Департамента транспорта, с запуском МЦД нагрузка на уличную дорожную сеть уменьшилась уже на 12% — и это не предел.
Большие планы
Петербург не меньше, чем Москва заинтересован в перераспределение пассажиропотока и разгрузке дорожной сети. По прогнозам, до 2030 года объемы перевозок пассажиров в пригородном сообщении Санкт-Петербургского железнодорожного узла возрастут в 1,8 раза и могут составить 142,4 млн пассажиров.
«Любой транспорт ускоряет связи внутри города или целого региона. У железнодорожного в этом отношении большое преимущество: он относится к выделенным видам транспорта, а значит, имеет преимущество, эксклюзивность. И для такого большого города как Петербург проекты на этом направлении — хорошее решение», — отмечает директор Центра градостроительных компетенций Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Ирина Ирбитская.
© Фото Анны Семенец, ИА «Росбалт»
По утвержденной Концепции сначала необходимо «освободить» город от грузового транзитного движения. Для этого к 2025 году РЖД построит два обхода — северо-восточный и юго-западный.
По заказу РЖД проектно-изыскательская компания «Ленгипротранс» уже выполнила предпроектные проработки по определению трассы Северо-Восточного железнодорожного обхода. Стоимость строительства двухпутной электрифицированной железнодорожной линии протяженностью около 85 км составит ориентировочно 109 млрд руб.
«Учитывая, что Петербург — город ансамблей, город уникальный, то транзитное грузовое сообщение нужно выводить из него полностью, а не частично», — добавляет Олег Белый.
Вывод транзита позволит увеличить частоту движения уже существующих электричек и запустить движение по новым маршрутам. В частности, городская электричка дотянется и до аэропорта «Пулково», до которого сейчас пассажиры могут добраться исключительно наземным транспортом в условиях непредсказуемой дорожной ситуации. Также будет увеличено число поездов до крупных населенных пунктов Ленобласти (Выборг, Всеволожск, Красное Село, Тосно и Павловск).
Развитие пассажирской инфраструктуры будет включать в себя реконструкцию и строительство транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), новых остановочных пунктов и новой электрифицированной линии Сертолово — Левашово протяженностью 6,5 км. Проектирование транспортно-пересадочного узла для города Сертолово Ленинградской области уже идет.
«Это позволит обеспечить надежную транспортную связь Сертолово и Северной столицы, снизить нагрузку на улично-дорожную сеть, а также значительно улучшить транспортную доступность онкологических клиник в Песочном», — уточнили в Дирекции по развитию транспортной системы Петербурга и Ленинградской области. ТПУ будет включать в себя автовокзал, платформу железной дороги и перехватывающие парковки.
«Создание ТПУ — это современная тенденция развития транспортных систем в крупных городах. Важно дать людям возможность без потери большого количества времени пересесть с одного вида транспорта на другой», — добавляет Ирина Ирбитская.
Концепция предполагает, что до 2030 года будет произведен запуск пригородно-городских маршрутов Ораниенбаум-1 — Белоостров и Гатчина-Варшавская — Токсово, которые будут напоминать полукольца. Новые маршруты соединят все пять существующих линий метро и основные вокзалы. На электричке можно будет доехать до Пулково, Лахта-центра, курортных зон и исторических достопримечательностей.
Андрей Михайлов
Источник: