Внешняя и внутренняя политика сплелись в один клубок.
Новые несогласованные с властями митинги в столице Ингушетии Магасе привели к тому, что в республиканские события вмешался федеральный центр. Надо заметить, что по официальной информации глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров в марте практически еженедельно встречался с полпредом президента в Северокавказском федеральном округе Александром Матовниковым.
Формально, разумеется, они обсуждали очень широкий круг вопросов. То это было совещание во Владикавказе, где рассматривались «приоритетные задачи высших исполнительных органов государственной власти субъектов СКФО на 2019 год в рамках реализации документов стратегического планирования и с учетом новой структуры государственной программы „Развитие Северо-Кавказского федерального округа“, развитие водохозяйственного комплекса СКФО», а также новая структура госпрограммы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года. То затем бывший сотрудник антитеррористической группы «Альфа» и начальник спецназа бывшего ГРУ Александр Матовников сам наведывался в Магас, и там речь якобы шла о приоритетных направлениях развития республики.
Приехал полпред в Ингушетию на следующий день после того как ночью в центре столицы произошли столкновения митингующих с полицией, причем протестующих удалось вытеснить с центральной площади только после того, как им пообещали разрешить провести согласованный митинг. По случайному, вероятно, совпадению, в тот же день, когда он встречался с Матовниковым, Юнус-Бек Евкуров публично высказался в том духе, что организаторы акций протеста в Ингушетии спровоцировали молодежь на нарушение закона, а сами устранились от ответственности.
Это, очевидно, стало признаком того, что ингушские власти через Матовникова, а может быть и кого-то более высокопоставленного, получили гарантии поддержки со стороны федерального центра. В итоге протест был обезглавлен. Практически одновременно по республике прошли обыски и задержания, причем, как говорят, «работали по лидерам недовольных» в основном федеральные структуры. Скорее всего, будут заведены и уголовные, а также, разумеется, административные дела.
Ходят слухи, что все это была даже не ингушская, а московская инициатива, а задержания также активно лоббировал влиятельный глава Чечни Рамзан Кадыров, раздраженный постоянной ингушской «непокорностью» в вопросе перекройки границ между республиками. Что касается Матовникова, то он якобы видит своей задачей организацию быстрого экономического роста во вверенном ему регионе, а потому полагает, что порядок там надо навести железной рукой. Чем он якобы и занялся.
Успешно ли? Вот на этот вопрос пока нет ответа, потому что непонятно, насколько надежно правоохранительный десант, высадившийся в Ингушетии, сумел «купировать» протесты. Для властей остается риск того, что у оппозиции сейчас на первые роли стремительно выйдут новые лидеры и митинги возобновятся. Второй вариант — стихийные протесты вообще без четких лидеров, что даже еще хуже.
Вместе с «замирением» Ингушетии (так назывались российские вооруженные спецоперации эпохи большой кавказской войны XIX века) продолжает реализовываться похожий проект и в отношении независимого формально государства — Белоруссии. Практически одновременно появилась информация о предоставлении Россией Минску очередного кредита в 600 млн долларов на обслуживание ранее сделанных долгов. В то же время эмигрантская белорусская пресса начала писать о том, что российское посольство в Белоруссии якобы буквально кишит специалистами, работавшими в Крыму накануне или во время его «возвращения в родную гавань».
Это, по мнению белорусов, является свидетельством скорого слияния их республики с Россией. Наконец, отрабатывающий большой заказ по Белоруссии анонимный телеграм-канал «Незыгарь» со ссылкой на источник в Кремле объявил, будто российская сторона якобы уже подготовила проект нового конституционного акта Союзного государства России и Белоруссии. Его представят на суд публики летом, а в начале сентября будут «закольцованы» белорусские досрочные парламентские выборы и российский Единый день голосования, к которым и присоединят «референдум» по новой Конституции двух стран.
Раньше, заметим, ходили слухи, что такой вариант, призванный продлить властные полномочия Владимира Путина после 2024 года, в Кремле и правда рассматривается, но нынешний глава российского государства решения пока не принял.
Соответственно, теперь кто-то говорит, что может быть Путин и решился. Другие же источники, близкие к администрации президента, называют эти слухи лоббированием проекта, который одна из групп влиятельных силовиков пока лишь только предлагает Владимиру Путину. Президент же якобы по-прежнему размышляет и именно поэтому, хотя никакого готового конституционного акта на самом деле еще нет, его пытаются подтолкнуть к тому, чтобы определиться как можно скорее.
Ну а раз так, ждать мирного поглощения Белоруссии уже этой осенью вряд ли стоит. Тем более что источники, близкие к белорусскому руководству, говорят, что там твердо намерены до последнего отстаивать свой суверенитет, и что Кремлю никакими кредитами его купить не удастся.
Иван Преображенский
Источник: