От работы дизельных насосов-форсунок зависит производительность двигателя. Если агрегат вышел из строя, то двигатель может заглохнуть, что существенно затруднит эксплуатацию автомобиля. Вне зависимости от того, сталкивались ли вы с неисправностью данного узла или нет, вам будет полезно узнать о принципах их функционирования, связи с работой двигателя и основных отличиях от аналогичных устройств бензиновых двигателей.
Дизельные насосы-форсунки – общие сведения
Итак, для чего нужен насос-форсунка? Все очень просто: он предназначен для подачи топлива в камеру сгорания. Отсюда и название. В мощных двигателях на каждый цилиндр устанавливается по одной форсунке.
Процесс впрыска топлива, подаваемого в камеру сгорания двигателя, очень простой. Топливо под высоким давлением попадает в узел. Внутри нее находится плунжер, который управляется электромагнитным клапаном. Это последнее препятствие на пути топлива в цилиндр. Когда плунжер открывается, топливо проходит через распылитель и попадает в цилиндр в виде тумана.
Распыление топлива под высоким давлением
Насосы-форсунки современных двигателей работают под высоким давлением, которое гораздо выше нормального. Около 15–20 лет назад типовое значение рабочего давления топлива в системе находилось в интервале 700–1,000 Атм. Однако это всего лишь половина от того, что требуется современным двигателям, которым необходимо уже 2 000–2 700 Атм.
Эффективность работы двигателя во многом определяется объемом топлива, поступающего в цилиндры. В общем случае высокопроизводительные двигатели способны подавать в цилиндры больше топлива и воздуха по сравнению с обычными. Это одна из причин, почему турбокомпрессоры позволяют увеличить мощность двигателя – для этого требуется высокое внутреннее давление. Данный факт объясняет необходимость увеличения значений параметров работы двигателя (в том числе и давления) на современных автомобилях.
99% неисправностей дизельных насосов-форсунок можно классифицировать следующим образом:
• Механические проблемы в корпусе.
• Качество топлива (а вернее, его недостаток).
Будем отталкиваться от этой классификации и рассмотрим 4 наиболее распространенные причины ремонта насосов-форсунок.
Проблема # 1 – Загрязнение топлива
Чистота насос-форсунки – залог ее бесперебойной работы. Со временем в топливной системе могут накапливаться различные отложения, затрудняющие прохождение топлива. Особенно часто они образуются на распылителе насоса-форсунки (элементе, проходя через который топливо впрыскивается в камеру сгорания).
Если вы наблюдаете неустойчивую работу двигателя или рывки при ускорении, то причина может заключаться в засорении распылителя насоса-форсунки.
Проблема # 2 – Низкий уровень топлива в баке
Если вашей основной целью является уничтожение данного узла двигателя, то вам следует поддерживать минимально возможный уровень топлива в баке. Объяснение этого заключается в смазке. При достаточном уровне топлива подшипники топливного насоса смазываются. Снижение объема топлива до минимума приводит к тому, что в систему начинает попадать воздух. Это влечет за собой ухудшение смазки подшипников насоса и падение давления топлива (значение становится ниже 2 000 Атм).
Проблема # 3 – Попадание постороннего предмета в насос-форсунку
Дизельные насосы-форсунки являются высокоточными элементами. Они также испытывают кинетические и другие виды нагрузок. Даже небольшой посторонний предмет, попавший внутрь (например, пылинка или другое включение), способен закупорить агрегат. Хуже того она может заклинить в открытом положении. При отсутствии отсечки топлива производительность цилиндра снизится.
Проблема # 4 – Нарушение режимов работы насоса-форсунки
При износе уплотнительных колец или шарового наконечника узла нарушится процесс подачи топлива. Это очень распространенный дефект, для устранения которого требуется ремонт или замена.
Не забывайте о техническом обслуживании
Как избежать поломок насосов-форсунок? Очень просто. Не забывайте о трех основных вещах, и вы сможете продлить срок службы и существенно сократить свои затраты на ремонт.
- Заправляйтесь качественным топливом на проверенных АЗС.
- Производите замену топливного фильтра каждые 60 000 км.
- Держите топливный бак наполненным минимум на 30%