Избиратель между тишиной и креативом на грани

Народный юмор нередко и раньше скрашивал скучные предвыборные кампании в России.

Предстоящие выборы в Госдуму и региональные парламенты не особенно радуют электорат зажигательным креативом участников избирательной гонки. Возможно, это связано с тем, что организаторы на самом верху решили все-таки пойти по пути «сушки» явки. Такие предположения высказываются со стороны многих наблюдателей: напряжение в обществе растет, несмотря на декларируемые властью успехи во внутренней и внешней политике. Поэтому — пусть лучше выборы пройдут, как говорится, «на минималках».

Да и со стороны было заметно: обычно кандидаты начинают аккуратно укреплять свой рейтинг, повышать узнаваемость среди избирателей за несколько месяцев до дня голосования (а то и больше). Выборы-2021 — в этом смысле исключение из правил.

Поэтому и партии, и отдельные кандидаты находятся в сложной позиции. Кампанию проводить надо — но аккуратно. Избирателя привлекать к себе надо — но осторожно. Чтоб без волнений и популизма.

Очевидная проблема — усталость от одних и тех же лиц в политике. Многие партии пытаются обновить свой «фасад». Но новые лица — это необходимость их раскручивать, агрессивно привлекать электорат, «приучать» к кандидату. Это создает риски перегнуть палку в части раскрутки конкретного кандидата. Поэтому партии в той или иной пропорции «миксуют» кандидатов. По большому счету те же старые лица и остались. «Единая Россия» сделала ставку на громких медийных лиц. «Справедливороссы за правду» — упор на региональных лидеров. Видный новый персонаж у них по сути один — Захар Прилепин. «Партия роста» делала большую заявку на Сергея Шнурова, но, видимо, с ним что-то не получилось. «Новые люди» привлекают бизнесменов и заметных, но системных оппонентов власти (таких как Сардана Авксентьева). Максим Шевченко в своей обычной манере выступает от «Российской партии свободы и справедливости». Пожалуй, удивила только «Партия пенсионеров», от которой выдвинулся «герой» похоронного рынка России Олег Шелягов, что создало какие-то любопытные колебания смыслов.

Особо ярких кампаний тоже не особо вспоминается — только разве что элементы «черных технологий». Например, ролик со «скопинским маньяком» Виктором Моховым в символике КПРФ (коммунисты тут же открестились от этой истории). Или — в эти дни получивший уже всероссийскую известность случай с двойниками петербургского кандидата Бориса Вишневского. Может быть, еще тезис об Иисусе — первом коммунисте от Геннадия Зюганова, но на самом деле этим рассуждениям уже много лет.

В остальном — стандартные биллборды у дорог с набившими оскомину слоганами «Право, Сила, Справедливость, Защита, Забота, Развитие, Путин, Отечество, Энергия, дух, Деньги — людям» и тому подобное от каких угодно кандидатов.

Единственные «живые» проблески наблюдаются в рекламе в сети. Это и немудрено. Политтехнологи и консультанты начинают осознавать, что последние остатки целевой аудитории уходят из телевизора в интернет. Российские пенсионеры давно уже освоили разнообразные гаджеты — и активно пользуются даже ультрасовременными сетями типа «ТикТока». Отсюда и всплеск «сетевого творчества».

Один из лидеров здесь, конечно, «Единая Россия». Качество большинства роликов этой партии вызывает, конечно, большое количество вопросов. Например, видео о том, что супергерою нечего делать в России, потому что все проблемы уже решены, и не понимающий, чем заняться, герой получает и коробку подарков от «Единой России». Или видео про «Народную программу Единой России» с песней на мотив «Воинов света» — песни «Ляписа Трубецкого», которая стала символом украинского майдана — решение так себе. Есть и удачи, с творческой точки зрения, например, ролик, где в квартиру к молодой паре являются Лавров, Шойгу и Проценко, и молодой человек, наконец, понимает, что надо идти голосовать. Сквозная идея практически всех вирусных видео от ЕР — все партии мелкие, карликовые, местечковые, и только «Единая Россия» находится у реальных рычагов управления и всеобщей справедливости.

Второй заметный игрок на этом поле, пожалуй, упомянутая «Партия пенсионеров». По развлекательным сообществам интернета, а также по социальным сетям активно распространялись картинки «не совсем понятно, про что», но явно про выборы и с лейблом, напоминающим логотип «Партии Пенсионеров». Например, картинка с надписью «Я все еще жду помощи от Госдумы» на фоне скелета. Или сюжет «Лекарства так подорожали, что скоро будем их дарить на День рождения… чтобы дожить до следующего», «Кругом визажисты и блогеры, а работать некому. Какая уж тут пенсия?», «С пенсией все понятно, теперь надо, чтобы с раем не обманули» — и так далее.

Иронический заход авторов вполне понятен, хотя, видимо, и не всем пользователям сети. Под такими публикациями довольно много возмущенных комментариев о том, что это танцы «на боли, страданиях и проблемах граждан». Но нельзя не отметить, что картинки и сам подход смотрятся достаточно свежо. Что и не странно, поскольку один из лидеров списка «Партии пенсионеров» — эпатажный бизнесмен Олег Шелягов, владелец крупнейшей в России похоронной компании «Ритуал.ру». Он уже заявлял о необходимости похоронить Ленина, а на днях опубликовал фото вместе с актером Вином Дизелем, которому якобы предложил вступить в его партию.

Принесет ли электоральные плоды такая активность — сложно сказать. Узнаваемость от таких акций, безусловно, растет. Однако админресурс все равно остается в руках, понятно, кого. В любом случае фиксируемый аналитиками запрос на перемены растет — и не ясно, как отразится на результатах голосования. Ведь о переменах говорит каждая партия и каждый кандидат, участвующие в выборах. Но самая активная часть голосующих, по мнению политологов, это, прежде всего, пенсионеры. От них во многом и будет зависеть исход выборов. Может быть, мы и столкнемся с чем-то неожиданным.

Дарья Истомина

Источник: rosbalt.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
IEV-Auto Repair
Добавить комментарий